У создателей фильма есть сотни, если не тысячи способов, добиться от зрителя нужных эмоций в определенный момент. Музыка, монтаж, цветофильтры, ракурс, выражение лиц актеров… Один из таких приёмов — съемка от первого лица; когда зритель видит окружающий мир непосредственно из глаз одного из персонажей фильма. При умелом обращении такая съемка позволяет достичь большего эффекта присутствия и добавляет реализма; но так же и имеет ряд минусов — например во время таких сцен, не считая отражений, не видно лица самого героя, поэтому его эмоции приходится воспринимать на слух или додумывать исходя из окружающей обстановки. Давайте вспомним некоторые фильмы с запоминающимися сценами от первого лица.
1.»Дум» (2005)
В видеоиграх обзор от первого лица используется давно и часто, в том числе и в серии игр «Doom». Тем не менее в фильме 2005 года по мотивам игры используется съемка в «обычной» манере, но всё же ближе к финалу зрителей ждал приятный сюрприз. Получив сверхсилы после приема сыворотки С24, солдат Джон с автоматом в руках бросается искать свою сестру, попутно отстреливая монстров, бродящих по темным коридорам лаборатории. Вся эта сцена снята от первого лица и создаёт ощущение, как будто сейчас ты смотришь не фильм, а чье-то прохождение игры. Жаль только, что видов оружия используется маловато, да и монстров можно было завезти поразнообразнее; ну а в целом получилось не плохо.
2.»Монстро» (2008)
В фильмах, показывающих псевдодокументальную съемку, часто используют вид от первого лица: «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999), «Патруль» (2012), «Superнянь» (2014). В «Монстро» персонаж по имени Хад снимает на камеру вечеринку по случаю отъезда в Японию одного из друзей. Неожиданно в центре Нью-Йорка происходит сильный толчок. Начинаются перебои с электричеством. Мощный взрыв! Паника! Люди выбегают на улицу, а апокалипсис продолжается. Небоскрёбы рушатся, в десяти метрах от оператора падает голова от статуи Свободы, а между кварталами мелькает Нечто… Расфокус камеры при увеличении изображения, тряска камеры и прочие приёмы создают стопроцентный эффект того, что ты смотришь реальную запись из разрушающегося города; разве что звук тут не как с простой домашней камеры, но оно и к лучшему — выстрелы из танков и рёв Кловерфилда лучше слушать во всю мощь многоканальной акустики.
3.»Новый Человек-паук» (2012)
В трилогии Сэма Рейми про Человека-паука уровень экшена рос от фильма к фильму. За «полетами» Паучка было приятно наблюдать не только во время драк, но и в простых мирных сценах. Казалось бы, что создателям «Нового Человека-паука» уже нечем будет удивить зрителя, но они смогли. В тизере фильма нам показали сцену от первого лица, в которой Паучок скачет по крышам высоток Нью-Йорка как заправский паркурист на стероидах. Видеть Человека-паука со стороны это одно, но увидеть мир его глазами — это было просто потрясающе… Непонятно только, почему эту 35-секундную сцену из тизера в итоге покромсали и в фильм попало всего 7 секунд.
4.»Маньяк» (2012)
Иногда режиссеры любят показывать мир глазами злодея, который как охотник высматривает свою добычу, подмечает детали и готовится нанести свой смертельный удар. «Молчание ягнят», «Черное Рождество» (1974), «Хищник» (1987). Особо примечателен «Маньяк», так как 99 процентов времени зритель видит мир глазами серийного убийцы. Выделим сцену общения с Люси. Уже понятно, что Фрэнк чокнутый убийца, но пока не известно по какому принципу он выбирает жертву. Поэтому сцена в квартире Люси получилась очень напряженной, так как постоянно гадаешь, сорвётся Фрэнк или нет. Ну а когда в квартире начинает играть песня «Goodbye Horses», то становится даже жутко, ведь точно такую же песню слушал маньяк Буффало Билл в фильме «Молчание ягнят».
5.»Гравитация» (2013)
Что ни говори, а когда смотришь на нашу голубую планету из космоса, то она прекрасна. А уж такие ребята как Альфонсо Куарон и Эммануэль Любецки способны показать нашу Землю с самых лучших ракурсов; за этот фильм они получили Оскар за лучшую режиссуру и лучшую работу оператора. Работа камеры здесь безупречна и смотреть на Землю из космоса или как разлетается на части космическая станция – одно наслаждение. Камера словно наделена искусственным интеллектом и потому всегда занимает идеальные положения для съемки происходящего.
Из-за этого с течением времени возникает эффект искусственности происходящего и словно понимая это, оператор несколько раз за фильм переводит камеру в режим от первого лица. В такие моменты зритель выходит из «зоны комфорта» и начинает лучше ощущать состояние героини. Из-за бликов на стекле и запотевания скафандра, картинка перестает быть идеально чистой; движения героини выглядят еще более трудно выполнимыми, а от плавности бездушной камеры не остается и следа, ведь теперь мы видим агрессивный мир глазами уставшей и напуганной женщины, в одиночку пытающейся выжить посреди открытого космоса.
6.»Хардкор» (2015)
Хотите увидеть, как будут выглядеть фотореалистичные игры в будущем? Если да, тогда обязательно посмотрите «Хардкор» российско-американского производства. Весь фильм ощущается так, как будто перед вами не фильм, а шутер от первого лица. Тут вам и постоянная смена оружия, множество разнообразных локаций (уровней), промежуточные боссы, даже есть миссия по удержанию точки в течении определённого времени или миссия, где просто надо безостановочно давить на спусковой крючок пулемёта, пока напарник управляет транспортным средством. Усиливает «эффект игры» и безмолвность главного героя, который передает привет DOOM, Half-Life и другим играм.
Весь фильм выполнен на одном достаточно высоком уровне и если уж выделять одну сцену, то пусть это будет погоня главного героя за бандитом Хитрым Дмитрием по улицам Москвы. Интересный паркур, динамичная музыка; трюки, выполненные каскадёрами и без страховки – все это делает 2-х минутную погоню очень увлекательной. Единственный минус – постоянно трясущаяся картинка с камеры GoPro; но с другой стороны от этого больший эффект реализма или можно представить, что невидимый игрок просто не отключил функцию покачивания камеры в настройках «Хардкора».
7.»Странные дни» (1995)
В мире «Странных дней» на черном рынке набирает популярность устройство СКВИД, позволяющее записывать всё происходящее прямиком из головного мозга. Любой, кто прочтёт запись со СКВИД, сможет получить почти 100-процентное погружение в воспоминания. Законопослушный гражданин может почувствовать адреналин от ограбления магазина; безногий инвалид – ощутить теплоту прибрежного песка и нежность волн, совершая утреннюю пробежку и т.п. Как это не удивительно, но одной из самых запоминающихся сцен от первого лица является обычный мирный эпизод из прошлого главного героя. Весь фильм нам показывают ночной Лос-Анджелес, прокуренные бары и шумные клубы; поэтому когда Ленни «погружается» в один из солнечных дней, который он провел с любимой женщиной, то зритель сразу понимает, почему мужчина так пристрастился к записям со СКВИД и почему хочет вернуть ту, которая его больше не любит, да и вообще теперь ведет себя рядом с ним как стерва.
8.»Пипец» (2010)
Что-что, а экшен Мэттью Вон умеет снимать. Вот и в «Пипце» режиссер умудрился показать весело и красиво кровавые разборки 11-ти летней Убивашки против бандитов. Но были в фильме и драматичные моменты. Когда преступники пленяют отца девочки, а сама она, казалось бы, убита, кто-то нападает на бандитов и гасит свет, погружая огромное помещение во тьму. Ожидание, напряжённая пауза и сцена продолжается с вида от первого лица. Кто-то одел очки ночного видения и начинает отстреливать «слепых» преступников точными выстрелами в голову (Джон Уик одобряет). Подонки поджигают связанного отца девочки и продолжают отстреливаться. Счёт идет на секунды. Пожалуй самый драматичный и трогательный эпизод фильма.
9.»Чужой 3″ (1992)
Иногда зрителю дают увидеть мир глазами животных. Можно вспомнить вступительные титры «Бетховена 2» или пробежку мышонка по трубам и проводам внутри стен из «Мышиной охоты». Но не все животные в фильмах такие же милые и забавные. В «Чужом 3» злобный ксеноморф попадает на планету Фиорина-161 на территорию тюрьмы строго режима и начинает убивать всех подряд. В итоге остается горстка людей у которых нет ни оружия, ни шанса на эвакуацию.Единственный путь к спасению – заманить чудовище в чан со свинцом; для чего людям придется побыть приманкой для Чужого и побегать от него по многочисленным коридорам тюрьмы, закрывая двери в нужном порядке. В результате получилась одна из самых напряжённых и динамичных сцен фильма. А то, что ксеноморф на таких скоростях еще и умудрялся бегать не только по полу, но и по потолку и стенам, и все это зритель видел глазами монстра, сделало эту сцену ещё более запоминающейся. Что интересно, добились такого эффекта «бега по потолку» обычным переворачиванием камеры вверх тормашками.
10.»Оружейный барон» (2005)
Закончим статью наверно одним из самых необычных примеров использования вида от первого лица, если вообще можно использовать этот термин к данной сцене, ведь видеть мир зритель будет с позиции оружейного патрона. За 2,5 минуты вступительных титров нам успеют показать весь цикл жизни патрона, начиная с заводской штамповки и заканчивая ожиданием в стволе автомата Калашникова, пока наконец пуля не сделает свою грязную работу. Прекрасная операторская работа и отличный саундтрек прилагаются.
Автор: John23